Приближается самый траурный день еврейского календаря – 9 ава! В этот день пост 9 ава в Одессе заступит в понедельник 20.18 и продлится до вторника, до 20.52. В этот траурный день мы вспоминаем разрушения Иерусалимских храмов и необратимые потери нашего народа.
За грехи наши Вс-шний дважды обрек нас на разрушение Храма. Обе катастрофы, имеющие масштаб национальный и, одновременно, вселенский, отдалены друг от друга на шесть с половиной веков. Но обе пришлись на один и тот же день года — девятый день месяца ава. И как все в нашей истории, это не случайное совпадение. Когда в ночь на 9 ава плакал народ в пустыне, желая вернуться в египетское рабство, Вс-шний сказал: «Сегодня вы плакали попусту. Я же установлю день этот днем слез для вас во все поколения». И пренебрегшие Святой землей, рыдавшие о старом привычном рабстве, тем самым посеяли зерна горя, которые дают всходы в этот день из года в год, вот уже более трех тысяч лет. В этот день была решена судьба поколения пустыни, были разрушены оба Храма, пала крепость Бейтар, был распахан разрушенный Иерусалим, в разные годы были депортированы евреи Англии, Испании, Франции, а евреи Рима были переселены в первое в истории человечества гетто. В этот день происходили великие и кровавые погромы, в этот день был принят бесчеловечный план «окончательного решения еврейского вопроса».
Маймонид пишет, что основной смысл постов еврейского календаря, связанных с печальными историческими событиями, — продумывание человеком собственных поступков и поступков наших отцов, которые привели к этим бедам. Пост — время не воспоминания о событии, а обдумывания его причин. Девятого ава и в дни, предшествующие ему, мы должны понять и ощутить, почему это событие произошло и почему еврейский народ все еще находится в галуте.
У всякого события, и частного, и исторического, есть внешняя сторона, сюжет, так сказать, и есть корни. Мы имеем в виду не цепь видимых причин и следствий, а именно духовные корни. Историк, Иосиф Флавий, например, скажет нам, что такие-то и такие действия римских властей привели к восстанию евреев, а военные действия римлян при подавлении мятежа привели к разрушению Храма. Талмуд же говорит нам, что Второй Храм был разрушен из-за того, что евреи грешили напрасной ненавистью, синат хинам.
Слова Маймонида о посте как времени размышления относятся собственно к дню поста. Но они применимы и ко всему траурному периоду перед постом. Если в мире произошла беда, надо подумать о ее причине, лежащей в духовной плоскости.
Тора учит нас, что ради возможности свободного выбора Б-г балансирует ситуации. Хорошему человеку даны силы быть мерзавцем, а в душе конченного злодея сидит нереализованный потенциал великого праведника. 9 ава — самый трагичный и траурный день. А, значит, это — самый крутой день для нас. Осталось исправить ошибки и реализовать потенциал.
- 9-го Ава запрещено ходить в кожаной обуви. Пользуются резиновой или матерчатой обувью. Принято приучать детей не носить кожаную обувь в этот день с четырёх-пяти лет.
- С девятилетнего возраста принято приучать детей к нескольким часам поста. Мальчикам до тринадцати лет и девочкам до двенадцати не принято поститься целые сутки. Кормя детей в этот день, следует ограничиться простыми продуктами, не давать им сладостей и деликатесов. Взрослые, которые по состоянию здоровья обязаны есть и пить, также должны воздержаться от деликатесов.
- Принято уменьшать удовольствие от сна, изменяя привычный порядок: например, спать без подушки, без простыни и т.п.
- День 9 Ава — единственный в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (так как она считается источником радости). Последнее ограничение оказалось для евреев тяжелее запрета на употребление еды и питья. Поэтому некоторые тексты, содержащие рассказ о трагических событиях и потому не могущие радовать, были разрешены к изучению в пост 9 Ава.
- 9-го Ава запрещены интимные отношения между супругами. Супругам желательно воздержаться от проявления знаков внимания интимного характера, таких, как легкомысленные беседы.
- Принято в этот день не чистить зубы, т.к. это создаёт приятное ощущение во рту, а также из-за опасения, что во время чистки зубов человек выпьет немного воды, что категорически запрещено делать в пост. Тот, кто испытывает страдание, если не почистит зубы, может сполоснуть рот или даже почистить зубы обычным способом, строго следя за тем, чтобы при этом не выпить ни капли воды.
- Разрешено пользоваться дезодорантом. Пользоваться духами, кремами и косметикой запрещено.
- В 9 Ава до полудня не приветствуют друг друга и не занимаются работой, которая требует внимания и может отвлечь от поста, сидят на низких сиденьях и не приступают к приготовлению пищи на вечер.
По окончании поста совершают полное омовение рук и обряд «освящения луны» (Кидуш-Левана). Траур частично сохраняется до полудня следующего дня (10 ава) — всяк скорбящий об Иерусалиме и разрушенном Храме удостоится увидеть их отстроенными в радости и славе.
ВНИМАНИЕ! Указанные выше законы могут слегка отличаться, в зависимости от обычаев общины. Лучше уточнить у своего рава детали.
Оставьте комментарий